Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качества окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете, отношение государства к проблемам материнства и детства.
Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений – важная характеристика качества системы дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает наряду с разработками и внедрением в систему дошкольного воспитания различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий. Проблема «Здоровый ребенок» как один из основных медико-социальных вопросов здравоохранения и воспитания детей в научной и практической педиатрии и педагогике активно обсуждается на протяжении последних 10–15 лет. Это связано с тем, что в современном образовании детей ярко проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии их здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. В последнее время повышается интерес к проблемам оздоровительной физической культуры. Постоянно усиливающееся отрицательное влияние на организм человека разнообразных социально-экономических, психологических, технологических и других факторов приводят к ухудшению состояния здоровья людей, к снижению их физического и умственного потенциала. Оздоровительная физическая культура в наиболее развитых странах занимает видное место в профилактике, компенсации и коррекции последствий воздействия неблагоприятных факторов на здоровье людей Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Из всех форм детской активности двигательная деятельность наиболее характеризует ребенка в первые годы его жизни
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, посещают оздоровительные дошкольные учреждения. Однако поступать они будут в общеобразовательную школу. Эти дети оказываются в особо трудном положении. Имея нередко значительные отклонения в состоянии здоровья, они приходят в школу, рассчитанную на практически здоровых детей. В этой связи, дошкольному учреждению необходимо обеспечивать не только оздоровительный, но и образовательный процесс.
Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья детей, особенно больных и ослабленных.
Болезнь нарушает нормальное развитие ребенка. Вынужденный покой всегда неблагоприятно сказывается как на общем состоянии больного ребенка, так и на течении местного патологического процесса. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи дозированных физических упражнений и правильной организации всего двигательного режима является одной из главных задач физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Движения, применяемые в любой форме до тех пор, пока они адекватны физиологическим возможностям детского организма, всегда будут являться оздоровительным, лечебным фактором.
Ведущее место в комплексе оздоровительных мероприятий отводится физическому воспитанию, так как преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными методиками проявляется в их доступности, универсальности, простоте и высокой эффективности.
Факт, что у детей 4-7 лет болезни костно-мышечной системы занимают 1-ое место (нарушение осанки, сколиозы). Воздействие физических упражнений на формирование опорно-двигательного аппарата дошкольников является необходимым условием формирования правильной осанки. Кроме того, это воздействие должно представлять многократное повторение нагрузок и складывание тренировочных эффектов после каждой разовой нагрузки в кумулятивный эффект от многих тренировок
Понимая под физической нагрузкой меру влияния физических упражнений на организм ребенка и рассматривая её компоненты, а именно:
1. Характер выполняемых упражнений;
2. Объем;
3. Интенсивность;
4. Характер отдыха;
5. Продолжительность интервалов отдыха
Необходимо в зависимости от состояния здоровья детей применять следующие двигательные режимы: оздоровительный, тренировочный и щадящий (реабилитационный).
Оздоровительный режим предназначен для здоровых и практически здоровых детей, а также детей с ослабленным здоровьем, но имеющих возможность использовать обычные средства физического воспитания для повышения уровня физической подготовленности.
Целью тренировочного режима является расширение функциональных возможностей и повышение надежности организма, развитие физических качеств.
Щадящий режим решает задачи реабилитации для больных детей или находящихся в периоде выздоровления, а также тех, кто имеет существенные отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, гипотезой эксперимента является предположение, что здоровьеформирующая технология физической культуры детей дошкольного возраста представлена двумя уровнями: 1- й уровень связан с созданием оптимальных организационно-педагогических условий в режиме дня, включающих определенную последовательность применения физических упражнений и чередования компонентов нагрузки с учетом особенностей состояния здоровья детей на протяжении годового цикла; 2 – й уровень связан с реализацией на занятиях физическими упражнениями следующих принципов: системности, доминанты, вариативности средств физического воспитания. Реализация гипотезы зависит от:
- создания материально-технической среды;
- повышения уровня компетентности педагогического и медицинского коллектива ДОУ в области формирования здоровья дошкольника;
- оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня;
-
роста уровня осведомленности родителей о факторах, влияющих на гармоничное воспитание и развитие ребенка;
- рационального сочетания средств и методов, применяемых в педагогическом процессе;
- организации медико-педагогического контроля
Целями эксперимента являются:
1. Создание здоровьеформирующих технологий, соответствующих перечисленным выше двигательным режимам и принципам и используемых в физкультурно-оздоровительной работе на протяжении годового цикла.
2. Создание программы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, основными компонентами которой являются:
§ Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа;
§ Психологическое сопровождение;
§ Коррекция отклонений в физическом развитии;
3. Организация специальной коррекционной развивающей среды.
Задачи эксперимента:
1. разработать методику комплексной диагностики физического и психического развития детей 2-7 лет;
2. разработать технологию планирования физической нагрузки в зависимости от выбранного двигательного режима в течение годового цикла
3. Определить условия и содержание медико - психолого-педагогической коррекции развития детей 2-7 лет.
4. Определить наиболее эффективные средства и методы оздоровления детей в различные периоды годового цикла
Этапы экспериментальной работы , ее содержание и методы:
Эксперимент рассчитан на 5 лет.
Его планируется проводить в 4 этапа.
Подготовительный этап
Основная цель: создание условий для ОЭР.
• определение стратегии ОЭР
• уточнение концепции,
• создание условий, обеспечивающих комплексное изучение детей 2-7 лет
Задачи:
1. Обоснование цели и задач ОЭР.
2. Психологическая и методологическая подготовка участников ОЭР.
3. Изучение существующих диагностических методик физического и психического развития детей 2-7 лет.
4. Создание педагогической среды, направленной на комплексное изучение детей 2-7 лет.
Содержание и формы ОЭР.
• -Разработка и утверждение годового плана ОЭР.
• -Отбор диагностических методик физического и психического развития детей 2-7лет.
• -Организация семинаров для воспитателей и специалистов по теме исследования с целью повышения профессионального уровня.
• -Анкетирование родителей с целью выявления результативности работы ДОУ.
Предполагаемые результаты и методы оценки анализа результатов 1 этапа:
1. Перспективный план экспериментальной работы на год.
2. Тематика лекций, консультаций, семинаров для участников ОЭР.
3. Диагностические методики изучения физического и психического развития детей 2-7 лет.
4. Овладение педагогами диагностическими методиками, в том числе с использованием монитора сердечного ритма полара.
5. Создание условий, обеспечивающих комплексное изучение детей 2-7 лет.
6. Анализ результатов анкетирования родителей.
Поисковый этап
Цель: Разработка необходимых теоретических положений и содержания ОЭР по проблеме исследования, их апробация, определение эффективных путей реализации разработанной концепции, анализ полученных результатов и необходимая корректировка первоначального замысла,
Задачи:
1. Проведение ЭР по комплексному изучению физических и психических особенностей детей 2-7 лет.
2. Выявление симптомов и механизмов нарушений физического и психического развития детей 2-7 лет.
3. Организация среды, направленной на комплексную коррекцию физического и психического развития детей 2-7 лет.
4. Дальнейшее повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.
4. Поиск эффективных форм сотрудничества с родителями.
Содержание и формы экспериментальной работы на 2 этапе:
• Апробация диагностических методик.
• Создание условий для комплексной коррекции физического и психического развития детей.
• Проведения семинаров, консультаций, практических занятий для педагогов.
• Организация консультативного пункта - дней открытых дверей, проведение открытых занятий для родителей.
• Анкетирование родителей с целью выявления их трудностей в воспитании детей с нарушениями физического и психического развития.
Предполагаемые результаты и методы оценки и анализа результатов 2 этапа:
1. Методика комплексной диагностики физического и психического развития детей.
2. Определение научно-теоретических основ и содержания.
3. Педагогическая среда, обеспечивающая комплексную коррекцию физического и психического развития детей.
4. Повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.
5. Тематика лекций, консультаций, практических занятий для родителей.
6. Повышение интересе и активности родителей к содержанию ОЭР (участие в работе консультативного пункта, днях открытых дверей, посещение открытых занятий. помощь в оснащении групп д/с.
7. Внесение корректив в программу ОЭР.
Формирующий этап
Дальнейшее апробирование методики комплексной коррекции нарушения физического и психического развития детей 2-7 лет.
Задачи:
1. Определение условий и содержания медико-психолого-педагогической коррекции физического и психического развития детей 2-7 лет.
2. разработка средств и методов комплексной коррекции.
3. Повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.
4. Оказание помощи родителям по преодолению нарушений физического и психического развития детей.
Содержание и формы работы на 3 этапе
• Разработка и апробирование комплексной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
• Разработка рекомендаций для родителей.
• Проведение семинаров, целевых консультаций, практических занятий для педагогов •
Проведение повторного комплексного диагностического исследования физического и психического развития детей 2-7 лет.
• Анкетирование родителей.
• Анализ эффективности экспериментальной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Предполагаемые результаты и методы оценки и анализа результатов 3 этапа эксперимента:
1. Комплексная система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.
2. Программа и методические рекомендации для педагогов к проведению коррекционной работы с детьми 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.
3. Рекомендации для родителей по преодолению физических и психических нарушений у детей 2-7 лет.
4. Повышение функциональных резервов организма детей, посещающих ДОУ.
5. Повышение профессионального уровня педагогических, медицинских кадров ДОУ.
6. Удовлетворенность родителей результатами ОЭР.
Контрольный этап
Цель: Обобщение полученных результатов.
Задачи:
1. Анализ результатов ОЭР.
2. Внедрение результатов ОЭР в практику работы ДОУ………..района
. Содержание и формы экспериментальной работы:
• Организация на базе ДОУ консультаций, семинаров, лекций, дней открытых дверей по проблеме ОЭР для педагогов и родителей.
• Публикация материалов ОЭР.
Предполагаемые результаты:
1. Темы консультаций, лекций, семинаров для педагогов района, родителей по проблеме исследования.
2. Проведение на базе ДОУ консультаций, лекций, семинаров для педагогов района, родителей по проблеме исследования.
Ожидаемые результаты:
1. Создание технологии формирования здоровья детей в условиях ДОУ, включающую методики комплексной коррекции для детей 2-7 лет.
2.Достижение ребенком оптимального уровня физического и психического развития.
3.Повышение профессионального уровня педагогических, медицинских кадров ДОУ.
4.Повышение компетентности родителей по вопросам преодоления физических и психических нарушений у дошкольников.
Оценка результативности ОЭР определяется на основе анализа данных диагностики детей в динамике, анализа анкет родителей, анализа программно-методического обеспечения эксперимента, анализа созданных в ДОУ условий для комплексной медико-психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет с нарушениями в физической и психическом развитии, просмотра открытых занятий, смотра авторских программ и пособий.
Достоверность данных достигается использованием методик, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки обследуемых детей, использованием методов математической статистики.
Предложения по возможному распространению результатов инициативы по окончании эксперимента:
• Организация на базе ДОУ консультаций, семинаров, лекций, дней открытых дверей по проблеме ОЭР для педагогов Калининского района и родителей.
• Публикация материалов ОЭР.
• Участие педагогов ДОУ в научно-практических конференциях разного ранга.
• Разработка специальных курсов для студентов педагогических колледжей.
• Организация на базе ДОУ практики для студентов педагогических колледжей и РГПУ им. А.И. Герцена.
• Организация «клубов» для родителей, имеющих детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.