2007-2010

Физическое развитие детей 2–7 лет средствами здоровьеформирующей технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

 

             Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качества окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете, отношение государства к проблемам материнства и детства.

              Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений – важная характеристика качества системы дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает наряду с разработками и внедрением в систему дошкольного воспитания различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий. Проблема «Здоровый ребенок» как один из основных медико-социальных вопросов здравоохранения и воспитания детей в научной и практической педиатрии и педагогике активно обсуждается на протяжении последних 10–15 лет.  Это связано с тем, что в современном образовании детей ярко проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии их здоровья.  Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. В последнее  время повышается интерес  к  проблемам оздоровительной физической культуры. Постоянно усиливающееся отрицательное влияние на организм человека разнообразных социально-экономических, психологических,  технологических  и других факторов приводят к ухудшению состояния здоровья  людей, к снижению их физического и умственного потенциала. Оздоровительная физическая культура в наиболее развитых  странах занимает видное место в профилактике, компенсации и коррекции последствий воздействия неблагоприятных  факторов  на здоровье людей Регулярная двигательная активность  является  одним из важных факторов в обеспечении  нормальной  жизнедеятельности людей. Она  является  энергетической  и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Из всех форм детской активности двигательная деятельность наиболее характеризует ребенка в первые годы его жизни

                Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный  и  профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, посещают оздоровительные дошкольные учреждения. Однако поступать они будут  в общеобразовательную школу. Эти дети оказываются в особо трудном положении. Имея нередко значительные отклонения в состоянии здоровья, они приходят в школу, рассчитанную на практически здоровых детей. В этой связи, дошкольному учреждению необходимо обеспечивать не только оздоровительный, но и образовательный процесс.

                 Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья детей, особенно больных и ослабленных.

Болезнь нарушает нормальное развитие ребенка. Вынужденный покой всегда неблагоприятно сказывается как на общем состоянии больного ребенка, так и на течении местного патологического процесса. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи дозированных физических упражнений и правильной организации всего двигательного режима является одной из главных задач физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Движения, применяемые в любой форме до тех пор, пока они адекватны физиологическим возможностям детского организма, всегда будут являться оздоровительным, лечебным фактором.

                   Ведущее место в комплексе оздоровительных мероприятий отводится физическому воспитанию, так как преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными методиками проявляется в их  доступности, универсальности, простоте и высокой эффективности.

                      Факт, что у детей 4-7 лет болезни костно-мышечной системы занимают 1-ое место (нарушение осанки, сколиозы). Воздействие физических упражнений на формирование опорно-двигательного аппарата дошкольников является необходимым условием формирования правильной осанки. Кроме того, это воздействие должно представлять  многократное повторение нагрузок и складывание тренировочных эффектов после каждой разовой нагрузки в кумулятивный эффект от многих тренировок

                     Понимая под физической нагрузкой меру влияния физических упражнений на организм ребенка и рассматривая её компоненты, а именно:

1.     Характер выполняемых упражнений;

2.     Объем;

3.     Интенсивность;

4.     Характер отдыха;

5.     Продолжительность интервалов отдыха

                   Необходимо в зависимости от состояния здоровья детей применять следующие двигательные режимы: оздоровительный, тренировочный и щадящий (реабилитационный).

                  Оздоровительный режим предназначен для здоровых и практически здоровых детей, а также детей с ослабленным здоровьем, но имеющих возможность использовать обычные средства физического воспитания для повышения уровня физической подготовленности.

                 Целью тренировочного   режима является расширение функциональных возможностей и повышение надежности организма, развитие физических качеств.

                 Щадящий режим решает задачи реабилитации для больных детей или находящихся в периоде выздоровления, а также тех, кто имеет существенные отклонения в состоянии здоровья.

                  Таким образом, гипотезой эксперимента является предположение, что здоровьеформирующая технология физической культуры детей дошкольного возраста представлена двумя уровнями: 1- й уровень связан с созданием оптимальных организационно-педагогических условий в режиме дня, включающих определенную последовательность применения физических упражнений и чередования компонентов нагрузки с учетом особенностей состояния здоровья детей на протяжении годового цикла; 2 – й уровень  связан с реализацией на занятиях физическими упражнениями следующих принципов:  системности, доминанты,  вариативности средств физического воспитания. Реализация гипотезы зависит от:

-  создания материально-технической среды;

- повышения уровня компетентности педагогического и медицинского коллектива ДОУ в области формирования здоровья дошкольника;

-  оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня;

-  роста уровня осведомленности родителей о факторах, влияющих на гармоничное воспитание и развитие ребенка;

-  рационального сочетания средств и методов, применяемых в педагогическом процессе;

- организации медико-педагогического контроля 

                 Целями эксперимента являются:

1.     Создание здоровьеформирующих технологий, соответствующих перечисленным выше двигательным режимам и принципам  и используемых в физкультурно-оздоровительной работе на протяжении годового цикла.

2.     Создание программы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, основными компонентами которой являются:

§  Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа;

§  Психологическое сопровождение;

§  Коррекция отклонений в физическом развитии;

3.     Организация специальной коррекционной развивающей среды. 

Задачи эксперимента:

1.     разработать методику комплексной диагностики физического и психического развития детей 2-7 лет;

2.     разработать технологию планирования физической нагрузки в зависимости от выбранного двигательного режима в течение годового цикла

3.     Определить условия и содержание медико - психолого-педагогической коррекции развития детей 2-7 лет.

4.     Определить наиболее эффективные средства и методы оздоровления детей в различные периоды годового цикла

                   Этапы экспериментальной работы , ее содержание и методы:

Эксперимент рассчитан на 5 лет.

Его планируется проводить в 4 этапа.

Подготовительный этап 

Основная цель: создание условий для ОЭР.

• определение стратегии ОЭР

• уточнение концепции,

• создание условий, обеспечивающих комплексное изучение детей 2-7 лет

              Задачи:

1. Обоснование цели и задач ОЭР.

2. Психологическая и методологическая подготовка участников ОЭР.

3. Изучение существующих диагностических методик физического и психического развития детей 2-7 лет.

4. Создание педагогической среды, направленной на комплексное изучение детей 2-7 лет.

Содержание и формы ОЭР.

-Разработка и утверждение годового плана ОЭР.

• -Отбор диагностических методик физического и психического развития детей 2-7лет.

• -Организация семинаров для воспитателей и специалистов по теме исследования с целью повышения профессионального уровня.

• -Анкетирование родителей с целью выявления результативности работы ДОУ.

Предполагаемые результаты и методы оценки анализа результатов 1 этапа:

1. Перспективный план экспериментальной работы на год.

2. Тематика лекций, консультаций, семинаров для участников ОЭР.

3. Диагностические методики изучения физического и психического развития детей 2-7 лет.

4. Овладение педагогами диагностическими методиками, в том числе с использованием монитора сердечного ритма полара.

5.     Создание условий, обеспечивающих комплексное изучение детей 2-7 лет.

6.      Анализ результатов анкетирования родителей.

Поисковый этап

               Цель: Разработка необходимых теоретических положений и содержания ОЭР по проблеме исследования, их апробация, определение эффективных путей реализации разработанной концепции, анализ полученных результатов и необходимая корректировка первоначального замысла,

Задачи:

1. Проведение ЭР по комплексному изучению физических и психических особенностей детей 2-7 лет.

2. Выявление симптомов и механизмов нарушений физического и психического развития детей 2-7 лет.

3. Организация среды, направленной на комплексную коррекцию физического и психического развития детей 2-7 лет.

4. Дальнейшее повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.

4.     Поиск эффективных форм сотрудничества с родителями.

 Содержание и формы экспериментальной работы на 2 этапе:

Апробация диагностических методик.

• Создание условий для комплексной коррекции физического и психического развития детей.

• Проведения семинаров, консультаций, практических занятий для педагогов.

• Организация консультативного пункта - дней открытых дверей, проведение открытых занятий для родителей.

• Анкетирование родителей с целью выявления их трудностей в воспитании детей с нарушениями физического и психического развития.

  Предполагаемые результаты и методы оценки и анализа результатов 2 этапа:

1. Методика комплексной диагностики физического и психического развития детей.

2. Определение научно-теоретических основ и содержания.

3. Педагогическая среда, обеспечивающая комплексную коррекцию физического и психического развития детей.

4. Повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.

5. Тематика лекций, консультаций, практических занятий для родителей.

6. Повышение интересе и активности родителей к содержанию ОЭР (участие в работе консультативного пункта, днях открытых дверей, посещение открытых занятий. помощь в оснащении групп д/с.

7. Внесение корректив в программу ОЭР.

Формирующий этап

Дальнейшее апробирование методики комплексной коррекции нарушения физического и психического развития детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Определение условий и содержания медико-психолого-педагогической коррекции физического и психического развития детей 2-7 лет.

2. разработка средств и методов комплексной коррекции.

3. Повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов.

4. Оказание помощи родителям по преодолению нарушений физического и психического развития детей.

Содержание и формы работы на 3 этапе

Разработка и апробирование комплексной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

• Разработка рекомендаций для родителей.

• Проведение семинаров, целевых консультаций, практических занятий для педагогов •

Проведение повторного комплексного диагностического исследования физического и психического развития детей 2-7 лет.

• Анкетирование родителей.

• Анализ эффективности экспериментальной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Предполагаемые результаты и методы оценки и анализа результатов 3 этапа эксперимента:

1. Комплексная система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.

2. Программа и методические рекомендации для педагогов к проведению коррекционной работы с детьми 2-7 лет с нарушениями в физическом и психическом развитии.

3. Рекомендации для родителей по преодолению физических и психических нарушений у детей 2-7 лет.

4. Повышение функциональных резервов организма детей, посещающих ДОУ.

5. Повышение профессионального уровня педагогических, медицинских кадров ДОУ.

6. Удовлетворенность родителей результатами ОЭР.

Контрольный этап

Цель: Обобщение полученных результатов.

Задачи:

1. Анализ результатов ОЭР.

2. Внедрение результатов ОЭР в практику работы ДОУ………..района

. Содержание и формы экспериментальной работы:

Организация на базе ДОУ консультаций, семинаров, лекций, дней открытых дверей по проблеме ОЭР для педагогов и родителей.

• Публикация материалов ОЭР.

Предполагаемые результаты:

1. Темы консультаций, лекций, семинаров для педагогов района, родителей по проблеме исследования.

2. Проведение на базе ДОУ консультаций, лекций, семинаров для педагогов района, родителей по проблеме исследования.

Ожидаемые результаты:

1. Создание технологии формирования здоровья детей в условиях ДОУ, включающую методики комплексной коррекции для детей 2-7 лет.

2.Достижение ребенком оптимального уровня физического и психического развития.

3.Повышение профессионального уровня педагогических, медицинских кадров ДОУ.

4.Повышение компетентности родителей по вопросам преодоления физических и психических нарушений у дошкольников.

                      Оценка результативности ОЭР    определяется на основе анализа данных диагностики детей в динамике, анализа анкет родителей, анализа программно-методического обеспечения эксперимента, анализа созданных в ДОУ условий для комплексной медико-психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет с нарушениями в физической и психическом развитии, просмотра открытых занятий, смотра авторских программ и пособий.

                      Достоверность данных достигается использованием методик, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки обследуемых детей, использованием методов математической статистики.

                      Предложения по возможному распространению результатов инициативы по окончании эксперимента:

• Организация на базе ДОУ консультаций, семинаров, лекций, дней открытых дверей по проблеме ОЭР для педагогов Калининского района и родителей.

• Публикация материалов ОЭР.

• Участие педагогов ДОУ в научно-практических конференциях разного ранга.

• Разработка специальных курсов для студентов педагогических колледжей.

• Организация на базе ДОУ практики для студентов педагогических колледжей и РГПУ им. А.И. Герцена.

• Организация «клубов» для родителей, имеющих детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Дата последнего обновления страницы 05.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения